пятница, 24 апреля 2020 г.


Рекомендации для родителей по формированию правильного речевого дыхания.


Речевое дыхание включено в процесс речи, обслуживает его, является основой голосообразования. Дыхательная система даёт энергию, необходимую для колебаний голосовых связок. Процесс жизненного дыхания протекает в следующей последовательности: вход — выдох — остановка. 

Приступая к развитию у ребенка речевого дыхания, необходимо, прежде всего, развивать бесшумный, спокойный вдох без поднятия плеч, а также сформировать сильный плавный ротовой выдох. Длительность выдоха должна соответствовать возрасту ребенка: двух – трехлетнему малышу выдох обеспечивает произнесение фразы в 2 – 3 слова, ребенку среднего и старшего дошкольного возраста – фразы из 3 – 5 слов. Постепенно дети приучаются к более сильному выдоху.

Параметры правильного ротового выдоха:

• выдоху предшествует сильный вдох через нос; 

• выдох происходит плавно, а не толчками; 

• во время выдоха губы складывать трубочкой, не следует сжимать губы, надувать щеки; 

• во время выдоха воздух выходит через рот, нельзя допускать выхода воздуха через нос;

• выдыхать следует, пока не закончится воздух;

• во время пения или разговора нельзя добирать воздух при помощи частых коротких вдохов.

Очень важно научить малыша правильному дыханию, так как дыхание является энергетической основой нашей речи. Некоторые согласные требуют энергичного сильного выдоха. Детям следует предлагать те упражнения, которые он будет воспринимать как игру.

Благодаря этим играм-упражнениям малыш научиться дышать глубже, делать удлиненный целенаправленный выдох. Такая дыхательная гимнастика способствует формированию правильного произношения и выработке четкости речи.

Обращу внимание на использование некоторых игр и упражнений для развития правильного дыхания:

Поем песенку.

Вдохнуть воздух через рот, постепенно и медленно выдыхать воздух, произнося звук “а” (сочетания звуков ау, ауи и т. д.). Выдох контролируется ладонью.

Немое кино

Взрослый показывает беззвучную артикуляцию гласного звука (сочетаний двух-трех гласных звуков). Ребенку предлагается озвучить немую артикуляцию, произнести звук на длительном выдохе.

Аленький цветочек

Ребенку предлагается сделать ладони «лодочкой», медленно вдохнуть через нос, представляя воображаемый цветочек и на выдохе произнести слово «Ах!».

Топор

Ребенку предлагается поставить ноги на ширину плеч, сцепить пальцы рук “замком” и опустить руки вниз. Быстро поднять руки — вдохнуть, наклониться вперед, медленно опуская руки, произнести “ух!” на длительном выдохе.

Ворона

Ребенку предлагается быстро поднять руки через стороны вверх — сделать вдох, медленно опустить руки — длительный выдох с произнесением звукоподражания “кар”.
Аналогичным образом можно использовать другие звукоподражания (например, гуси — произнести на выдохе “га га га” (го, гы), корова — произнести на выдохе “му”, кошка — “мяу” и т. д.).

Хомячок

Пошмыгать носом (рот закрыт).

Собачке жарко

Часто подышать с высунутым языком.
При выполнении этих упражнений надо чувствовать движения стенки живота.

Шарик

Вдох носом, живот при этом выпячивается вперед (надуть животик), выдох ртом (живот вбираем в себя). Это так называемое нижнедиафрагмальное дыхание, которое является самым экономичным и физиологически правильным. Плечи при вдохе не поднимать!

Снежинки

(материал: несколько кусочков ваты или маленькие бумажные снежинки)
Взрослый показывает, как сдуть «снежинки» с раскрытой ладони, ребенок повторяет. Упражнение повторить 2-3 раза.

Источник: nsportal.ru

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Консультация для родителей «Роль артикуляционной гимнастики в развитии речи детей»           Звуки речи образуются в результате сложног...